Кульбачевский: Чтобы в городе был чистый воздух, надо строить дороги

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский рассказал о том, как развитие транспортной системы столицы повлияет на качество воздуха в городе.

Транспортная ситуация в Москве стремительно улучшается за счет новой системы хордовых магистралей, вылетных и кольцевых магистралей и дорог. С сокращением перегруженных участков дорог снизятся и выбросы от автотранспорта: диоксида азота – на 17%, оксида углерода - на 21%.

«За 10 лет Москве удалось принципиально переломить проблему загрязнения воздуха выбросами автотранспорта. Новый транспортный каркас Москвы обеспечил устойчивое улучшение качества атмосферного воздуха. С 2011 года в Москве зафиксировано значительное улучшение состояния атмосферного воздуха вблизи автотрасс: среднегодовые концентрации оксида углерода снизились в 3 раза, диоксида азота — в 1,3 раза, по оксиду азота и диоксиду серы — в 3,1», -прокомментировал глава ведомства.

Он напомнил, что с 2011 года в Москве построили больше тысячи километров дорог, провели реконструкцию 15 вылетных магистралей города со строительством 17 развязок на МКАД, дублеров, организацией бессветофорного режима движения. Помимо этого, было возведено 292 мостов, тоннелей и эстакад. А скорость движения транспорта на ключевых магистралях города в часы пик возросла на 64,7%. Знаменитый столичные пробки окончательно ушли в прошлое.

«Москва начала двигаться, дышать, стало больше места для пешеходов, велосипедистов и для комфортного проживания в нашем мегаполисе», - отметил столичный мэр Сергей Собянин.

Среди ключевых факторов, имеющих прямой экологический эффект, Антон Кульбачевкий назвал снижение перепробега транспортных средств, появление более коротких маршрутов, сокращение перегруженных участков, избавление от пробок и достижение более равномерного движения автомобилей. Все это позволяет значительно сократить выбросы диоксида азота в атмосферу.

Положительный эффект на экологию оказывает и оптимизация движения грузового автотранспорта в Москве. С 2014 года в столице внедряется грозовой каркас.

«Доля грузового транспорта в общем количестве транспортных средств Москвы составляет 8,7%, но доля выбросов грузового транспорта достигает 60% от всего автопарка (по взвешенным веществам, наиболее значимым с точки зрения здоровья). Оптимизация грузового движения в городе непосредственно влияет на снижение загрязнения воздуха оксидами азота и мелкими взвешенными частицами», - пояснил глава ведомства.

Безусловно, большую роль в этом процессе играет развитие общественного транспорта. Ведь средние удельные выбросы на одного человека, который едет в автобусе, в среднем в 20 раз меньше, чем на одного человека, который едет на личном автомобиле. Чем комфортнее общественный транспорт, тем он более востребован горожанами. По словам Антона Кульбачевского, с учетом развития внеуличного общественного транспорта (метро, МЦК) доля общественного транспорта в перевозках за тот же период увеличилась с 62% до 70%».

«Конечное, в условии сложившейся застройки строительство новых дорог никогда не бывает беспроблемным. Приходится делать выбор, взвешивая локальные интересы отдельных территорий и всего города в целом. И баланс бесспорный: чтобы в городе был чистый воздух, надо строить дороги, тем самым обеспечивать хорошие условия движения, минимальные маршруты, регулярность работы общественного транспорта. Сложившаяся реальность по востребованности в автомобильных перевозках не предоставляет альтернативного пути без строительства новых дорог.

Практика мегаполисов и урбанистика также однозначно показывают, что достижение эффекта невозможно, если ограничиться половинчатыми мерами: нельзя построить часть дороги, построить дорогу без развязок и путепроводов», - прокомментировал Антон Кульбачевский.

-- mos.ru