Однажды Надежду Хрыкину спросили: «Что бы Вам хотелось изменить в своей жизни?»
«Я хочу поработать в детском доме – с детьми, которые волею судеб остались без близких людей и которые, как никто, нуждаются в любви, заботе и ласке», – ответила Надежда Михайловна, сама являющаяся мамой троих детей. Вскоре мечта сбылась – эта добрая женщина возглавила Центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды».
С 1988 года Надежда Михайловна работала в Западном окружном управлении образования и руководила детсадом. А в 1991-м её назначили директором учреждения, где жили и воспитывались дети, оставшиеся без мам и пап. В те дни оно официально именовалось «детским домом №2 VIII вида Западного окружного управления Департамента образования Москвы».
На дворе были лихие 90-е – и новому руководителю пришлось лицом к лицу столкнуться с трудностями финансирования и обеспечения детдома. Не хватало одежды, продуктов питания, элементарных средств гигиены... Чтобы сделать жизнь ребят хоть чуть-чуть комфортней, Надежда Михайловна бралась в детском доме за любую работу – вместе с другими его работниками двигала мебель, клеила обои, подбирала интерьер для групп, продумывала и обустраивала каждый уголок, чтобы создать благоприятную домашнюю атмосферу, подарить детям уют и тепло.
Коллектив сразу же отметил решительность, целеустремлённость и трудолюбие нового руководителя. Главной же её чертой стало стремление найти подход к каждому ребёнку – свой «ключик» к его сердцу.
«Случайные люди здесь не задерживаются, – говорит Надежда Хрыкина о «Береге надежды». – К нам приходят работать по зову сердца и остаются надолго, вкладывая душу в работу, не считаясь со временем».
Подбор персонала центра стал важной частью работы, к которой Надежда Михайловна относится с предельным вниманием и ответственностью. В центре «Берег надежды» оставались лишь самые добросовестные и бескорыстные сотрудники. Для того, чтобы коллектив стал одной дружной семьёй, готовой дарить любовь воспитанникам, Надежда Михайловна находила возможности для совместных экскурсий, походов в театр, мотивировала педагогов на участие в соревнованиях и проведение творческих вечеров. В итоге она смогла создать и сохранить сплочённый дружный коллектив единомышленников, которые, в свою очередь, создали благоприятную среду, обеспечивающую творческое развитие каждого ребёнка независимо от его способностей. К примеру, в 1992 году по инициативе Надежды Хрыкиной на базе детского дома открылась малокомплектная начальная школа, благодаря которой воспитанники, заканчивая младшие классы, не уступали в уровне подготовки «домашним» детям.
Сама Надежда Михайловна всегда находила время, чтобы поговорить, выслушать, понять и успокоить каждого ребёнка. И призывала всех работников центра принять любого воспитанника таким, какой он есть, полюбить его и найти подход к его душе.
Прежде этот детский дом находился в подмосковном Пушкине в лесной зоне. В то время дети общались лишь с ограниченным кругом взрослых, а на появление незнакомых людей реагировали крайне сдержанно. С приходом Надежды Михайловны «Берег надежды» стали чаще посещать гости – вместе с детьми они устраивали совместные акции, ребята участвовали во встречах с интересными людьми... В планирование свободного времени прочно вошли выездные мероприятия и традиционные семейные праздники.
Со временем завязалась дружба «Берега надежды» с Центром детского творчества «Ново-Переделкино». «Надежда Михайловна сотрудничает с нами уже много лет, – рассказывает методист ЦДТ Алёна Гончарова. – В частности, «Берег надежды» входит в состав нашего Центра патриотического воспитания. По инициативе «Берега надежды» и лично Надежды Михайловны запущен городской общешкольный проект «Город-герой Москва». Его основная задача – собрать материалы и выпустить книгу о ветеранах Великой Отечественной».
Патриотическое воспитание всегда было важной частью жизни центра. На сегодняшний день уже несколько отрядов его воспитанников постигают премудрости военно-прикладного спорта – в том числе узнают о жизни десантных войск. Какой же десантник без неба? В августе 2020-го часть ребят готовилась совершить свой первый прыжок с парашютом. Но самой первой прыгнула Надежда Михайловна – ведь нельзя отпускать детей на прыжки, не проверив всё самой!
Появление новых людей и начинаний в жизни ребят в итоге сделало их более общительными, открытыми и непосредственными, а саму жизнь «Берега надежды» – разнообразней, эмоциональней и ярче.
В 1994-м был организован первый выезд детей в летний оздоровительный лагерь на море в сопровождении персонала и директора. Надежда Михайловна должна была сама убедиться в безопасности детского отдыха. Сейчас летние выезды центра – традиционное и ожидаемое событие.
Понимая, что в сферах управления, образования и воспитания каждый год происходит что-то новое, директор центра «Берег надежды» постоянно повышала свои знания – и в 2008-м стала кандидатом педагогических наук. Четыре года спустя Надежду Михайловну признали победительницей конкурса «Женщина-директор года-2012». За успехи в образовании и воспитании Надежде Хрыкиной присвоены звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации» и «Почётный гражданин муниципального образования Ново-Переделкино».
В этом месяце исполнится тридцать лет с тех пор, как Надежда Михайловна возглавила «Берег надежды». И как прежде работники центра равняются на своего директора, а воспитанники – нынешние и выросшие – спешат поделиться своими успехами со своей «главной Мамой».
В канун трудового юбилея мы задали директору «Берега надежды» несколько вопросов о работе педагога:
– Надежда Михайловна, что для Вас оказалось самым сложным в работе с ребятами, оставшимися без родителей?
– Организация свободного досуга. Найти те направления, которые будут интересны и востребованы воспитанниками, помогут им направить свои знания и умения в нужное русло и станут полезны в их дальнейшей самостоятельной жизни.
– Кстати, о самостоятельности. Правда ли, что воспитанники детских домов порой бывают менее самостоятельными, так как привыкли, что всё в их жизни (в сфере повседневных дел) решают педагоги?
– Не совсем так. Проявление самостоятельности получает одобрение у педагогов и воспитателей. Другой вопрос, что понятие «самостоятельность» у каждого может быть своим. Воспитанник сам принимает решение, – мы же, со своей стороны, стараемся направить его в нужное русло. В понятной ему манере объяснить, в чём его заблуждение.
– У этих ребят нет мам и пап – и в то же время они, как и все дети, нуждаются в том, чтобы их подбодрили, утешили, вселили в них уверенность. Как удаётся вселять в ваших воспитанников веру в их собственные силы?
– В этом нам помогает разнонаправленная деятельность. Мы стараемся выявить в каждом то, в чём он талантлив, – и развиваем это. Основным, конечно, является спорт и военно-патриотические соревнования. Здесь собирается всё: умение работать в команде, ответственность, взаимовыручка, дух соревновательности. Поощряя, отмечая успехи, ставя в пример, мы помогаем ребятам поверить в себя и понять, что они сильны, самостоятельны и талантливы.
– Сформировались ли за три десятилетия работы какие-то общие начала, которые можно назвать педагогическими принципами «Берега надежды»?
– Развивая силу воли, самостоятельность, умение общаться, мы помогаем детям уверенно чувствовать себя в социуме – это является залогом успеха в самостоятельной жизни. И ещё: главное в жизни – это здоровье. Сохрани здоровье и будь счастлив!
– А каков главный принцип педагога Надежды Хрыкиной?
– Всегда говори детям правду.